Теперь пришло время приступить к практике, обычно из теории людям, которые не имели опыта в программировании ничего не понятно, но на практике, когда уже на деле видишь, что где используется и какой результат дает, то уже начинаешь понимать то, что было описано в теории.
Мы не будем использовать Turbo Pascal через оболочку MS-DOS, мы люди современные, и будем использовать онлайн WEB-среду разработки PascalABC.NET по следующему адресу http://pascalabc.net/WDE/
Вам будет интересно:1.3 Структура программы в Turbo Pascal
Рабочее пространство. При открытии ссылки мы видим наше рабочее пространство, мы видим верхнее окно, в котором уже есть пример программы, там мы и будем писать весь наш код программы, под этим окном есть кнопка выполнить, которая будет выполнять наш код, под кнопкой будут выводиться ошибки, если они есть в программе и ниже есть две вкладки: Вывод, в которой будет выводиться результаты выполнения программы и Ошибки, в котором будет выводиться информация об ошибке, в какой строке и что не так сделано. Под этим окном будет появляться строка ввода данных для переменных, если переменных несколько, то можно вводить их значения через пробел, либо после каждого значения нажимать кнопку «ввести».
Для начала объявим переменные a и b, и присвоим им тип данных integer следующим образом:
var a,b:integer;
Ниже откроем нашу главную конструкцию
Beggin
End.
В итоге мы получаем:
var a,b:integer;
Beggin
End.
Теперь в нашей основной конструкции выведем текст с назначением нашей программки:
writeln('Программа деления а на b');
Ниже сообщим пользователю, что нужно ввести значение переменных
writeln('Введите значение а и b');
Теперь используем оператор ввода readln(); для ввода значений:
readln(a,b);
Теперь нам нужно поделить а на b и вывести результат на экран, для этого мы воспользуемся оператором вывода writeln():
writeln('а поделить на b равно ',a/b);
Код всей нашей программы сейчас такой:
var a,b:integer;
begin
writeln('Программа деления а на b');
writeln('Введите значение а и b');
readln(a,b);
writeln('а поделить на b равно ',a/b);
end.
Нажимаем выполнить и если не было пропущено никаких знаков и допущено других ошибок, то получаем сначала результат
Программа деления а на b
Введите значение а и b
Потом программа ожидает вода значения пременных, вводим к примеру 4 и 2, нажимаем ввести и программа нам выводит:
4 2
а поделить на b равно 2
Мы знаем, что на ноль делить нельзя, и если b будет равняться нулю, то считать нет смысла, и нужно просто вывести текс «На ноль делить нельзя»
Для этого мы после readln(a,b); добавим условие, где b будет проверяться на ноль и если оно равно нулю, то будет выводиться текст «На ноль делить нельзя», а если b не равно нулю то считает и выводит результат.
В итоге у нас получится следующий код:
var a,b:integer;
begin
writeln('Программа деления а на b');
writeln('Введите значение а и b');
readln(a,b);
if (b=0) then
begin
writeln('На ноль делить нельзя');
end
else begin writeln('а поделить на b равно ',a/b);
end;
end.
Результатом выполнения которой будет, если задать значение 4 и 0:
Программа деления а на b
Введите значение а и b
4 0
На ноль делить нельзя
Пишем программу для решения квадратного уравнения
Нам нужно объявить три переменных a, b, c еще дискриминант d и x1,x2 которые появятся у нас в процессе вычисления
Для этого пропишем:
var a,b,c,d:integer;
x1,x2:real;
Открываем нашу основную конструкцию
Begin
End.
Выводим название программы и текст с просьбой ввести коэффициенты.
writeln('Программа решения квадратного уравнения');
writeln('Введите коэффициенты a, b, c');
Оператор для ввода значений
readln(a,b,c);
Теперь пишем формулу нахождения дискриминанта
d:=b*b-4*a*c;
Теперь формулу нахождения x1:
x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);
Теперь формулу нахождения x2:
x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);
Теперь выведем результат:
writeln('Ответ: x1 = ',x1,' x2 = ',x2);
Проверяем работу нашей программы, вводим к примеру значения 2 4 2 и в ответ получаем:
Программа решения квадратного уравнения
Введите коэффициенты a, b, c
2 4 2
Ответ: x1 = -1 x2 = -1
Мы знаем, что если дискриминант будет меньше нуля, то уравнение не имеет решений, а значит в этом случае нет смысла программе пытаться решить это уравнение, для этого мы добавим условие, и если дискриминант равен нулю, то у нас будет только значение только x1.
var a,b,c,d:integer;
x1,x2:real;
begin
writeln('Программа решения квадратного уравнения');
writeln('Введите коэффициенты a, b, c');
readln(a,b,c);
d:=b*b-4*a*c;
if (d<0) then writeln('d<0 Нет решения') // если d меньше нуля то выводим текст
else if (d=0) then // Если d равно нулю, то выполняем следующую конструкцию, если не равно то перескакиваем ее
begin
x1:=-b/(2*a);
writeln('x1 = ',x1);
end
else begin //если d не равно нулю то выполняем эту конструкцию
x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);
x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);
writeln('x1 = ',x1,' x2 = ',x2);
end;
end.
Содержание: 1. Turbo Pascal Введение теория и основы. 1.1 Типы данных в Turbo Pascal 1.2 Основные определения и операторы в Turbo Pascal 1.3 Структура программы в Turbo Pascal 2 Практика 2.1 Практика Создание простой программы Turbo Pascal